Главная История Храмы Божества Гоа Контакты
December 24, 2010 10:58

 

Архитекиурные стили Индйских храмов

Значительные    климатические, культурные, расовые и прочие  различия между северными равнинами и Гималайскими предгорьями  и южными территориями, прилегающими к побережью, обусловили  формирование в различных частях   Индии  трех  архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.

Так,  древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиля Нагара (Nagara) или 'северный' стиль, что дословно переводится как "городской" или "город",  дравидского или южного стиля   Дравида , и Весара (Vesara)  или гибридного стиля, который отмечен  в Декане помимо двух основных. 
Для южного типа индуистского храма характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.

Кроме того  в периферийных областях таких как   Бенгалия, Керала и гималайские предгорья и   долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Nagara, который развивался в течение пятого столетия, характеризуется   башней типа улья  (названный "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся  большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан".  План храма   основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня  круглая.   В  более поздних событиях, в храмах типа   Катармала   или  Байджнатха , центральная мандапа  окружена несколькими маленькими храмиками,  создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.

С седьмого столетия Dravida или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся  ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также  shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные  ярусы визуально  придают южным храмам приземистость.

Менее очевидные различия между двумя главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камня, из которого  вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере,  диапазоне декоративных элементов.

Говоря об обширных областях Индии во власти 'северного' стиля, то есть от Гималаев до Декана, должно упомянуть про  региональные отличия. Например все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре ( в Ориссе), стостоящий только из святилища и зала, и храмы в Каджурахо   с их захватывающими суперструктурами,  и изящно вырезанный храм Surya в Modhera тоже. С другой стороны 'южный' стиль, будучи ограниченным  меньшей географической областью, был более последователен в  развитии и более предсказуем в архитектурных особенностях.

В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и Андхра-Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода Хойсала (Hoysala)  с его многочисленными святилищами  и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют   классифицирующие отличные региональных   групп. Не маловажное значение оказывали   местные типы строитльных материалов. Так, мягкий мыльный камень, используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия,  позволяет скульпторам, работающим в традиции слоновой кости и резьбы по дереву, вопроизвести эти техники в камне и создать  самый причудливый и декорированный   из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые прозрачные гранитные скалы , типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram ) Тамил Наду  не позволили провести  детализированную проработку поверхностей храмов.   В областях без камня, типа  Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье,  между   северными и южными стилями - ворота. На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны. В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом   сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам. (gopuram), которые открывали проход во   внутренний двор. ЭтиГопурами стали  фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым копплексом.   С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был    Хампи,   гопурамы  становятся очень многочисленными,  высокими,  украшенными скульптурой, и часто раскарашенными.  Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских   храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде

Строение Символика

 

copyright 2010
Hosted by uCoz